8 (495) 514-58-00
10:00 — 18:00, кроме выходных
Обратный звонок

Введите номер телефона, и наш оператор свяжется с Вами!

Имя*:
Телефон*:
В корзине нет товара
Закон о санитарном благополучии населения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О САНИТАРНО – ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ


Принят Государственной Думой 12 марта 1990 года
Одобрен Советом Федерации 17 марта 1990 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучия окружающей среды.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
санитарно – эпидемиологического благополучия населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее – среда обитания) – совокупность объектов, явлений факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
санитарно – эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
гигиенические нормативы – установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количество и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиции безопасности и (или) безвредности для человека;
государственные санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно – эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
социально – гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализ, оценка и прогноза, а также определения причинно – следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
государственный санитарно – эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, пресечении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
санитарно – эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
санитарно – противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия – организационные, административные, инженерно – технические, медико – санитарные, ветеринарные и иные мера, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращающие возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
ограничительные мероприятия (карантин) – административные, медико – санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
инфекционные заболевания- инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);
массовые неинфекционные заболевания (отравления) – заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) социальных факторов среды обитания;


Статья 2. 
Обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия населения

1.Санитарно – эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается по средствам:
профилактика заболеваний в соответствии с санитарно – эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно – технических программ в данной области;
выполнение санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
государственного санитарно – эпидемиологического нормирования;
государственного санитарно – эпидемиологического надзора;
сертификации продукции, работ и услуг, представляющий потенциальную опасность для человека;
лицензирование видов деятельности, представляющий потенциальную опасность для человека;
государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
проведение социально – гигиенического мониторинга;
научных исследований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
мер по своевременному формированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) , состояние среды обитания и проводимых санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий;
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
2.Финансирование мероприятий по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 3. 
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения эпидемиологического благополучия населения.

Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. 
Отношение, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающее природной среды и настоящим Федеральным законом.

Стать 5. 
Полномочия Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения относятся:

определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
разработка, принятие и реализация федеральных целевых программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, научных и научно – технических программ в данной области;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
организация санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации и управление ею;
государственный санитарно – эпидемиологический надзор;
государственный санитарно – эпидемиологическое нормирование;
социально – гигиенический мониторинг;
установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно –эпидемиологического благополучия населения;
веление государственных регистров опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, ввоз которых впервые осуществляется на территорию Российской Федерации;
введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);
введение и отмена санитарно – эпидемиологического контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно – эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;
координация научных исследований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения;

Статья 6. 
Полномочия субъектов Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения 

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения относятся:
участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов;
разработка, принятие и реализация региональных целевых программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, контроль за соблюдением нормативных правовых актов;
разработка, принятие и реализация региональных целевых программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, научных и научно – технических программ в данной области;
контроль за санитарно – эпидемиологической обстановкой на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
разработка и выполнение на территории субъекта Российской Федерации санитарно – эпидемиологических (профилактических) мероприятий;
введение и отмена на территории соответствующего субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);
разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства;
проведение санитарно – гигиенического мониторинга на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
реализация мер по своевременному информированию населения городских и сельских поселений соответствующего субъекта Российской Федерации об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и проводимых санитарно – эпидемиологических (профилактиках) мероприятиях;
решения других, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации вопросов в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;

Статья 7. 
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПИРИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
САНИТАРНО – ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 8. 
Права граждан

Граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно – эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно – технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
осуществлять качественный контроль за выполнением санитарных правил;
вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно – эпидемиологических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. 
Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
Получить в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации информацию о санитарно – эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правил;
Принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
Возмещения в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;


Статья 10. 
Обязанности граждан

Граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно – эпидемиологических заключений осуществляющих государственных санитарно – эпидемиологический надзор должностных лиц;
заботится о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания;

Статья 11. 
Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно – эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно – эпидемиологические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно – технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственных контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушения технологических процессов, создающих угрозу санитарно – эпидемиологическому благополучию населения;
иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
осуществлять гигиеническое обучение работников.


Глава III. САНИТАРНО – ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ
ОБИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья 12. 
Санитарно – эпидемиологические требования к планировке и 
застройке городских и сельских поселений

1.При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
2.При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территории, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления санитарно – защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно – бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объектов) должны соблюдаться санитарные правила.
3.Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
4.Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование.

Статья 13. 
Санитарно – эпидемиологические требования к продукции 
производственно – технического назначения, товарам для 
личных и бытовых нужд и технологиям производства

1.Продукция производственно – технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которого требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам.
2.Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции ( впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
3.Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинении вреда человеку, или ее уничтожить.

Статья 14. 
Санитарно – эпидемиологические требования к потенциально 
опасным для человека химическими, биологическими веществами 
и отдельными видами продукции

Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона.

Статья 15. 
Санитарно – эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, 
а также контактирующим с ними материалам и изделиям 
и технологиям их производства

1.Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
2.Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
3.При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличие санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
5.Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
6. Не соответствующие санитарным правилам и предоставляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства и реализации.
Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

Статья 16. Санитарно – эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации

1.Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
2.Продукция, указанная в пункте 1 настоящей статьи, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, до их ввоза на территорию Российской Федерации подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона.
3.Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условие договоров (контрактов) поставок такой продукции.

Статья 17. Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания населения

1.При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполнятся санитарные требования.
2.При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно – профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
3.При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека.

Статья 18. Санитарно – эпидемиологические требования к водным объектам

1.Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее – водные объекты), не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2.Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливается санитарными правилами.
3.Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарного – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
4.Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации нормативы предельно допустимых воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно – бытового и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами самоуправления при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
5.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Статья 19. Санитарно – эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения

1.Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные оргнолептическик свойства.
2.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплантацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределений, автономных систем питьевого водоснабжения н населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
3.Население городских и сельских поселений обеспечивается водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Статья 20. Санитарно – эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях

1.Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее – места постоянного или временного пребывания человека) не должны оказывать вредное воздействие на человека.
2.Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
3.Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно – защитных зон утверждаются при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии нормативов и проектов санитарными правилами.
4.Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного и временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, в местах постоянного и временного пребывания человека санитарным правилам

Статья 21. Санитарно – эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок

1.В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
2.Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.Порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответствии указанных порядка и условий санитарным правилам.

Статья 22. Санитарно – эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления

1.Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормами правовыми актами Российской Федерации.
2.Порядок, условия и сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии указанного порядка, условий и способов санитарными правилами.
3.В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 23. Санитарно – эпидемиологические требования к жилым помещениям

1.Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
2.Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодным для проживания нежилых помещений не допускается.
3.Содержание жилы помещений должно отвечать санитарным правилам.

Статья 24. Санитарно – эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, 
оборудования и транспорта

1.При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно – противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечивается безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Статья 25. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям труда

1.Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно – противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актом Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным предупреждениям травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Статья 26. Санитарно – эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинам

1.Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека.
2.Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативами правовыми актами Российской Федерации.
3.Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическим организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно – эпидемиологических заключений о соответсвии условий выполнения таких работ санитарным правилам.



Глава V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО – ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО 
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ



Статья 37. Государственное санитарно – эпидемиологическое нормирование

1.Государственное санитарно – эпидемиологическое нормирование включает в себя:
разработок единых требований к проведению научно - исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;
контроль за проведением научно – исследовательских работ по государственному санитарно – эпидемиологическому нормированию;
разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил;
контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;
регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и введение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно – эпидемиологического нормирования.

2.Государственное санитарно – эпидемиологическое нормирование осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Разработка санитарных правил

1.Санитарные правила разрабатываются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно – эпидемиологический надзор, и иными органами и учреждениями государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации в связи с установленной необходимостью санитарно – эпидемиологического нормирования среды обитания и условий жизнедеятельности человека.
2.Разработка санитарных правил должна предусматривать:
проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;
определение санитарно – эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека;
установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания;
анализ международного опыта в области санитарно – эпидемиологического нормирования;
установление оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов;
прогнозирование социальных и экономических последствий применения санитарных правил;
обоснование сроков и условий введения, санитарных правил в действие.

Статья 39. Утверждение и введение в действие санитарных правил

1.На территории Российской Федерации действует федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
4.Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Статья 40. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека

1.Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека, подлежит лицензированию в соответсвии с законодательством Российской Федерации.
2.Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности (работ, услуг):
- производства и реализация сырья и пищевых продуктов, том числе этилового спирта, алкогольной продукции, дезинсекционных и дератизационных средств, медицинских иммунологических препаратов, предметов гигиены и санитарии, парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии;
- оказание медицинских, фармацевтических и коммунально-бытовых услуг, образовательная деятельность, работы с возбудителями инфекционных заболеваний и их токсинами, ядами, потенциально опасными для человека химическими и биологическими веществами, источниками ионизирующих излучений, - радиоактивными веществами и материалами, работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также эксплуатация систем водоотведения городских и сельских поселений;
проектирование, строительство, эксплуатация, консервация и ликвидация потенциально опасных для человека производственных объектов;
- сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение захоронение отходов производства и потребления.

Статья 41. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека

Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответсвии такой продукции, работ и услуг санитарным правилам.

Статья 42. Санитарно – эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания или токсикологические, гигиенические и иные виды оценок

1.Санитарно – эпидемиологические экспертизы, расследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся органами и учреждениями государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения изменений и типов средств измерений в целях:
установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12 и 113, 15-28, 40 и 41 настоящего Федерального закона, санитарным правилам.
2.На основании результатов санитарно – эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответсвии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно – эпидемиологические заключения.
3.Порядок проведения санитарно – эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор.
4.Органы и учреждения государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, организации, аккредитованные в установленном порядке, и эксперты, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Государственная регистрация веществ и продукции

1.Государственной регистрации подлежат:

впервые внедряемое в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты (далее - вещества), потенциально опытные для человека;
отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.
2.Государственная регистрация указанных в пункте 1 настоящей статьи веществ и отдельных видов продукции на основании:
оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;
установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;
разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и на среду обитания.
3.Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке.
4.Государственная регистрация указанных в пункте 1 настоящей статьи веществ и отдельных видов продукции уполномоченными на то Федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Российской Федерации.

Статья 44. Государственный санитарно – эпидемиологический надзор

1.Государственный санитарно – эпидемиологический надзор включает в себя:
контроль за выполнением санитарного законодательства, Государственный санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор;
санитарно – карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно – эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно – эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявления условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении санитарно – эпидемиологических (профилактических) мероприятий;
статистическое наблюдение в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения не федеральном уровне, государственный учат инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
2. Государственный санитарно – эпидемиологический надзор осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации.

Статья 45. Социально – гигиенический мониторинг

1. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально- гигиенический мониторинг.
2. Социально – гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
3. Порядок проведения социально – гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО – ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации
1. Государственная санитарно – эпидемиологическая служба Российской Федерации – единая федеральная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
2. Система государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:
федеральный орган исполнительно власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
органы и учреждения государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно – эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);
структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее – объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);
государственные научно – исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно – эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
3. Организацию деятельности системы государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
4. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.
5. Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих органов и учреждений государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор.
6. Органы и учреждения государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно – эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящими и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.
7. Структура государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются положением о государственной санитарно – эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Финансирование государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации

Финансирование государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется за счет:
средств федерального бюджета;
средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениям государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на проведение санитарно – противоэпидемиологический (профилактических) мероприятий;
средств, получаемых от издательской деятельности;
добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;
других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 48. Право органов и учреждений государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками

1. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов и учреждений государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Должностные лица государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор

1. Должностным лицам государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы (далее – должностные лица, осуществляющие государственный санитарно – эпидемиологический надзор), являются заместителями, специалисты органов и учреждений указанной службы.
Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор, устанавливается положением о государственной санитарно – эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
2. Воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые решения или воспрепятствовать в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственности.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно – эпидемиологический надзор, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно – эпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца.
5. Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности «медико – профилактическое дело».

Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор

1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченными в соответствие с настоящим законом осуществлять государственный санитарно – эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы (далее – должностные лица, осуществляющие государственный санитарно – эпидемиологической надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы.
получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
проводить санитарно – эпидемиологические расследования;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно – эпидемиологическому надзору, в целях соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий;
посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарными правилам;
проводить отбор для исследования воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно – эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющим санитарно – эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно – эпидемиологических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей

1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями:
1) Рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
2) Предъявлять иск в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;
3) Давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона;
4) Давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:
вызове в органы и учреждения государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
проведении в соответствии с осуществляемой им деятельностью санитарно – эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона;
5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:
проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

Этот материал был опубликован 06/03/2004.
Рассказать знакомому
Расскажите Вашему знакомому о данном материале:  
Продукты связанные с данным материалом:
Электронный воздухоочиститель ионный Air Comfort XJ-2100
Электронный воздухоочиститель ионный Air Comfort XJ-2100
Воздухоочиститель-ионизатор Супер-Плюс-Турбо
Воздухоочиститель-ионизатор Супер-Плюс-Турбо